Мой подход в обучении английскому языку. Самоанализ педагогической деятельности учителя.
Публикуем статью замечательного учителя Красовской А.Н., идеи которой разделяем мы, преподаватели курсов английского языка "Пионер".
В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нём интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.
Перспективное развитие школы XXI–го столетия ориентировано на переход от образования как передачи ученику знаний к продуктивному образованию.
Понимание необходимости переориентировать учащихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания, потребовало от меня перенесения акцента с непосредственного обучения иностранному языку на изучение его самими учащимися, то есть на актуализацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению языком и культурой.
В связи с этим самостоятельная учебная деятельность становится на моих уроках важнейшим компонентом учебного процесса.
Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.
- Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д.)
- Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать над текстом.
- Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.
Своё педагогическим кредо я хочу выразить словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Учитель живёт, пока он учится. Когда он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».
Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование, творческий поиск.
Постоянно развиваю и углубляю свои знания, профессиональные умения, преломляя их через призму своего опыта.
Постоянно приобретаю новинки методической литературы, пособия по английскому языку, выписываю журналы, газеты на английском языке, что помогает
в работе в качестве учителя.
Раннее обучение иностранным языкам – важная тенденция современного мира.
Работая над данной темой и реализуя поставленные задачи, я повышаю практическую направленность урока за счёт разнообразных творческих заданий и включения учащихся в активную деятельность на уроке.
Это возможно при условии создания мотивационной среды. Для её создания стараюсь дать учащимся возможность на уроке рассказать одноклассникам и учителю что-либо значимое, реальное для них.
Помня о том, что знания усваиваются успешнее в ходе активной работы с материалом, включаю учащихся в деятельность, имитирующую реальную ситуацию, при этом использую такие формы работы как: индивидуальную, работу в парах, групповую.
Работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого, позволяет говорить на иностранном языке в неформальной обстановке, даёт возможность взаимопомощи и обмена идеями.
Формируя навыки самостоятельной работы, использую следующие технологии продуктивного обучения:
- Личностно–ориентированную.
- Интерактивного обучения.
- Проблемно–поисковую.
- Игровую.
- Проектную.
- Технологию творческой самореализации личности.
- Сценарно–контекстную.
- Технологию аналитической работы с текстом.
Влияю на личностную сферу учащихся в процессе самостоятельной учебной деятельности;
Обеспечиваю содержанием самостоятельной работы за счёт:
- Включения учащихся в решение реальных учебно – исследовательских задач на разных этапах обучения с учётом психологических и возрастных особенностей детей.
- Подбором личностно–значимых тем, текстов.
- Тщательным отбором формы работы с материалом, типов уроков, методов и приёмов с учётом интересов и мотивации школьников.
- Переработки, перестраивания, дополнения, изменения материала урока, учебника за счёт привлечения дополнительной иформации, интересных фактов.
- Включения в программу дополнительных тем, не предусмотренных содержанием УМК, но личностно значимых для учащихся.
- Привлечения материалов периодической печати на английском языке.
В рамках используемых технологий, направленных на развитие самостоятельных навыков, использую разнообразные виды заданий и упражнений.
На практике убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности учащегося, широко применяю их в своей работе.
Активизации рефлексии ученика на уроках иностранного языка способствует создание реальных ситуаций, нравственно значимых для него.
Многолетняя практика использования мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том , что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства.
Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках провожу следующие игры:
- Пресс–конференции
- Интервью
- Разыгрывание ситуаций: «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте».
Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:
- Представитель фирмы рекламирует свою продукцию;
- Представитель турагентства рекламирует турпоездку в Англию
- Студенты вуза представляют своё учебное заведение на ярмарке профессий;
- Кинозвезда, режиссёр представляют свой фильм;
- «Авторы» рекламируют лучшую книгу сезона.
Ролевые игры провожу как контролируемые (на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему.
Учащиеся сами делятся на группы, сами распределяют роли и сами решают , что говорить и как будет развиваться действие.
Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Москвы» – организуйте встречу гостя и его досуг.
Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех.
Для робких и застенчивых сначала подбираю роли «второго плана», постепенно готовя их к ролевому общению.
Результаты анкетирования ежегодно показывают, что ролевые игры, инсценирования разного вида вызывают наибольший интерес учащихся.
Школьники наглядно убеждаются в том, что язык – средство общения. Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при выполнении письменных творческих заданий:
- Составляют письменные ответы, описывают характер литературного героя, пишут ответы на письма подростков,описывают родные места, обычаи, семейные традиции; ведут дневники погоды;
- Пишут рассказы, мини–сочинения, сказки, рекламные объявления.
Большое внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию речевой деятельности: моделирование и составление текста по образцу, восстановление содержательных пропусков собственным текстом, дополнение и расширение текста, поиск недостающей информации.
Для формирования стратегии изучения языка учащиеся выполняют такие задания:
- Самостоятельное выведение значения лексической или грамматической единицы.
- Задания с использованием словарей (смысловые задачи).
- Смысловую группировку языковых единиц.
- Вопросы для рефлексивной самооценки продвижения в изучении ИЯ.
- Составление личных грамматических справочников в виде опорных схем, таблиц, рисунков.
- Составление собственных справочных записей с самостоятельно сформулированными правилами, примерами.
- Ведение традиционных словариков со списком самостоятельно накопленной лексики.
- Ведение тематических словарей.
- Создание опорных схем лексических средств.
- Ведение собственных справочных записей (о стране изучаемого языка в сопоставлении со своей страной).
Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок.
В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке.
Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства.
В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: информатор, наблюдатель, консультант.
Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что
- Даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;
- При неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;
- Воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;
- Откладываю коррекцию до конца задания;
- Записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;
- Стараюсь давать положительную оценку работе учащихся.
Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы учения студентов. В своей работе использую следующие виды контроля: констатирующий, текущий, итоговый.
Контроль осуществляю в определённой системе:
- Проверка домашнего задания на каждом уроке;
- Тематический учёт знаний (веду тетрадь учёта знаний);
- Зачёты по темам;
- Самоконтроль (самодиктанты, работа «по ключам»), взаимоконтроль;
- Экзамен один раз в год;
- Контрольные работы;
- Минитесты, срезовые работы, тесты;
- Устный опрос;
- Защита проектов;
- Круглый стол;
- Индивидуальные карточки, задания.
Эффективность работы учителя зависит от применяемых средств обучения. Я использую следующие средства обучения: ТСО, демонстрационные материалы, стандартные, наглядные (таблицы, блок–схемы, стенды, плакаты), раздаточный материал (карточки–задания, технологические карты), игрушки, опорные конспекты, видео– и аудио материал, книжный фонд, периодические издания на иностранном языке.
На основе анализа своей деятельности и её результатов считаю, что продуктивная самостоятельная работа обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала учащихся, накопление ими индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка, развитие устной и письменной речи, способствует самоопределению и самореализации личности, снимает боязнь языка.
Александра Николаевна Красовская,
учитель английского языка I квалификационной категории